| ||||||
|
| |||||
Темы выступленийВыработка орфографической зоркости на уроках русского языка
Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо уч-ся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. По словам Д.Н БОГОЯВЛИНСКОГО, орфографический навык, как и любой другой, – это “автоматизированные компоненты сознательной деятельности”. “Сознательная деятельность” осуществляется на основе знания правил и правильного их применения”. В настоящее время работа учителя по орфографии в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать – вещи разные!!! Считается, что одна из главных целей научить ребенка безошибочно определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости /умение видеть орфограмму в слове/ и орфографического слуха /умение слышать орфограмму в слове/. Орфографический слух – наиболее сложное явление, поэтому первоначально отрабатывается орфографическая зоркость и на этой основе идет становление умения находить орфограмму в слове на слух. Орфографические ошибки всегда рассматривались применительно к отдельным словам и словосочетаниям. Но в реальной учебной речевой деятельности /сочинение, изложение, диктант / уч-ся в качестве минимальной речевой единицы пользуются предложением и, следовательно, нарушают прописные нормы не в отдельных словах и сочетаниях, а в словах и сочетаниях, имеющих линейную последовательность. Проанализировав работы детей, выявила закономерность: распределение орфографических ошибок сосредоточено в последних словах предложения и в словах – сказуемых. Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат. Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определенной последовательности в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра “ОГОНЬКИ”. На доске написано предложение. Ученики “зажигают” огоньки над изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложения в тетрадь. Но для большей эффективности занятий использую упражнения творческого характера. Словарно-орфографическая работа – 1 из способов формирования орфографической зоркости. В связи с этим использую такой вид работы. *** п ф б к т х е ш с р ч е з ц а Задание: уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? /береза/ С полученным словом провожу аналитическую работу: – подберите родовое понятие к слову береза. – Береза – это дерево. – Но ель, сосна – это тоже деревья. Чем они отличаются? – Береза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойное. – Сформулируйте правильно родовое понятие к слову береза. – Береза – это лиственное дерево. – Назовите его существенные признаки. – У березы белая кора и листья в виде сердечка. – Что же обозначает слово – береза? – Береза – это лиственное дерево с белой корой и листочками в виде сердечка. Дается информация о березе. – Найдите слово в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните гласную. *** Если найдете прямоугольник с первой буквой и установите последовательность, то прочтете слово. *** Внимательно посмотрите на данную запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке. *** Внимательно посмотрите на данный шифр из приложения 4. Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым познакомитесь на уроке. Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости. На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ. Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела. Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете. САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК. Большим интересом у уч-ся пользуется стихотворные упражнения по орфографии. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК Было “сели”, ЧК, ЧН Козочка, горочка, Большой интерес представляет собой прием “усиления” орфограммы. “Усилить” орфограмму – значит сделать более ярким, или “уярчить”, то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности уч-ся. ЭТАПЫ РАБОТЫ: 1. Выявление трудной орфограммы 2. Постановка перед уч-ся проблемы: на “уярчить” орфограмму? Как лучше заменить именно эту букву? Как помочь своей памяти? 3. Самостоятельный поиск уч-ся способов “усиления” 4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов 5. Выбор каждым уч-ся индивидуально прием запоминания. Поговорим подробнее о некоторых эффективных способов “усиления” орфограммы: 1) написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета 2) “уярчение” путем составления ребусов В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы, уч-ся формируют навыки грамотного письма. Способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания я предлагаю учащихся на индивидуальных карточках. Каждая карточка содержит разный материал, объединенный 1 орфограммой. Карточки раздаются группе детей 1 ряда или варианта /от 5 до 15/. Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка ее. Работа с карточками дает полную картину усвоения уч-ся изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время. Для ребят сильной группы свободное время не проходит даром, когда другие дети выполняют задание. Работа с карточкой, уч-ся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее, при выполнении разноуровневых заданий, повысить упорство и активность. Орфографическая зоркость легко поддается учету. Для этого можно использовать тесты. Систематически проводя указанные выше виды работы, формируют у обучающихся орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты. ЛИТЕРАТУРА: 1. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.: Дрофа. 2000. 2. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: 1987. 3. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1994. 4. Бакулина Г.А.интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Владос, 2001. 5. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994. 6. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: русский язык. – Ярославль, “Академия развития”, 1997.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |