| ||||||
|
| |||||
Открытые уроки МОУ «Староурмарская средняя школа»
Тема: Обобщение знаний об именах существительных.
Урок русского языка в 4-ом классе разработала учительница начальных классов Никифорова Елена Николаевна
д.Старые Урмары 2007 год. Цели урока: повторить и обобщить знания учащихся об именах существительных; продолжить работу по развитию речи, познавательной активности, ума, сообразительности, логического мышления; формировать коммуникабельные нормы поведения;
Оборудования: слайды; карта Чувашии; книга о Чувашии; задания-карточки и маршрутные листы; задания для групповой работы; карта путешествия;
Ход урока.
1. Организационный момент. 1) приветствие гостей. Учитель. – Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, а теперь на гостей и тоже улыбнитесь им, пожелайте всем хорошего настроения. А теперь посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. 2) минутка чистописания. Учитель.- Сегодня мы будем писать букву, которая стоит в начале названия нашей республики. (дети пишут) - На второй строчке напишем названия республики и столицы . - А как пишутся эти названия ? - А почему? Охарактеризуйте эти слова. (дети дают характеристику этих слов) Вывод: Собственные имена существительные пишутся с прописной буквы, а нарицательные – со строчной.
2. Сообщение темы и постановка учебной цели. - Сегодня мы совершим экскурсию в столицу нашей республики. Во время нашего путешествия встретимся с правилами русского языка об именах существительных и докажем, что эти правила мы знаем и умеем им пользоваться.
3. Подготовка к путешествию (проверка домашнего задания и получение маршрутного листа). Мини-опрос.(на слайдах) -Что такое имя существительное? -Как изменяются имена существительные? -Сколько падежей в русском языке? -В каком падеже употреблено слово, если оно является подлежащим? -Каким членом предложения может быть имя существительное в остальных падежах? -Какой падеж не употребляется без предлогов? (дети отвечают и получают маршрутные листы, выходят к доске, становятся по порядку по названиям падежей, называют свой падеж).
4. Отправление в путешествие. 1) работа с именительным падежом. -Маршрутные листы получили, можно и тронуться в путь. Но сначала нужно выполнить задание именительного падежа. Задание: определите падеж имён существительных. Отправляемся в путешествие на автобусе, по дороге, во вторник, в октябре. (запись на доске, дети определяют устно). - Первое задание выполнено. Отметим это на карте. Трогаемся в путь. 2) работа с родительным падежом. - Следующий пункт прибытия –посёлок Урмары. Туда мы отправимся пешком. Какие правила дорожного движения должны соблюдать на дороге? (нужно шагать по левой стороне дороги) (3-4 слайда о посёлке Урмары, слайд с текстом. Посёлок Урмары расположен между реками Аниш и Аря. Рождение посёлка связано с железной дорогой. В последние годы в посёлке построены школа, автовокзал, строятся красивые магазины. В прошлом году построили огромный мост через железную дорогу. - Вот мы на автовокзале. Но прежде чем сесть в автобус, выполним следующее задание: в данном предложении найти главные члены предложения и подчеркнуть их. Через посёлок Урмары проходит железная дорога. (под диктовку учителя предложение пишут в тетрадях и выполняют задание) 3) работа с дательным падежом. -Задание выполнено. Теперь мы едем в автобусе. (включается тихая музыка). По дороге мы наблюдаем природу нашего края. Что можно увидеть в это время года? ( по краям дороги с двух сторон посажены деревья, на них осталось мало листьев, но вокруг всё равно красиво) - А для чего сажают деревья около дорог? - Вот автобус остановился и вошла старушка. Ваши действия. -Вот мы приехали в село Шоршелы. Что вы знаете об этом селе? (дети рассказывают об этом селе, смотрят слайд «Музей») -Прежде чем зайти в музей, нужно выполнить задание: определить род имён существительных данных слов. Скафандр, ракета, полёт, космос, музей, звезда, спутник, небо, солнце, планета, комета, космонавт, старт. (у каждого на парте таблички со словами, дети берут и встают, когда учитель называет род и читают это слово) (несколько слайдов о музее)
4) работа с винительным падежом. - Наше путешествие продолжается. Впереди город Новочебоксарск. Это самый молодой город Чувашии. В этом городе –центр света. Здесь расположена ГЭС, которая вырабатывает энергию не только для республики, но и для других регионов. (показ слайда) - А теперь выполним задание: подберите однокоренные слова к слову –свет-. (светлый, светлячок, рассвет, светает, подсветка) - Найдите в этих словах корень. - С помощью чего образуются новые слова?
4) работа с творительным падежом. - Вот мы и доехали до главного города республики. Это город Чебоксары. Очень большой и красивый город. Ему 538 лет. Здесь много исторических мест, памятников, театров, учебных заведений и т.д. Протекает великая река Волга. Протяжённость этой реки 3530 километров. Она берёт начало в Тверской области и впадает в Каспийское море. Первый пароход на Волге появился в 1820 году. (показ слайдов о Чебоксарах) - Здесь нам предстоит большая работа. (работа с тестами) 1. Имя существительное- это… 1) часть слова; 2) часть речи; 2. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: 1) какой? какая? какое? какие? 2) что делает? что делал? что будет делать? и т. д. 3) кто? что? 3. Найдите имя существительное: 1) чувашский; 2) чуваш; 3) по-чувашски; 4. В предложении «По сторонам дороги растут высокие деревья» все существительные неодушевлённые: 1) да; 2) нет; 5. Выберите собственное имя существительное: 1) чуваш; 2) космонавт; 3) Шоршелы; 6. В каком слове допущена ошибка: 1) музей; 2) чувашия; 3) Николаев; 7. По падежам не склоняются: 1) имена существительные; 2) глаголы; 3) местоимения.
8.Вопросы винительного падежа: 1) кого? чего? 2) о ком? о чём? 3) кого? что? куда? 9. физкультминутка.
Дополнительные задания: 1.Просклонять по падежам слова: 1-ый ряд: город, река; 2-ой ряд: столица, музей; 3-ий ряд: республика, президент; 2. Беседа о знаменитых людях Чувашии. ( слайды о знаменитых людях)
7. работа с предложным падежом. - Мы хорошо справились с заданиями. Наше путешествие подходит к концу. Мы должны возвратиться домой. Но вернёмся мы уже другой дорогой, через город Цивильск. Этот город существует с 1589 года. Это был торговый пункт, и сейчас там проходят ярмарки. (показ на карте г.Цивильска) Групповая работа. ( класс делится на 3 группы. Для каждой группы одинаковые таблички с правилами имени существительного. Они должны сгруппировать правила, а потом один из группы рассказывает) -это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
-это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие?
-это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать?
Бывают одушевлёнными и неодушевлёнными
Склоняются по падежам
Изменяются по родам и числам
Бывают собственные и нарицательные
Изменяются по временам
В предложении является подлежащим и второстепенным членом
Не склоняются по падежам
В предложении является сказуемым
5. Домашнее задание: составить маршрут путешествия на альбомном листе и написать мини-сочинение о понравившемся пункте.
6. Подведение итогов урока. - Мы славно поработали на этом уроке. Вы справились со всеми заданиями. (называет особо отличившихся).
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |